Ввиду дальнейшего распространения коронавирусной инфекции Covid-19 и введения ограничительных карантинных мер на территории Республики Беларусь все большее количество организаций нуждаются в переоформлении своих работников с работы в офисе на «удаленную» работу — дистанционную работу/ работу на дому.
В связи с тем, что до конца 2019 года необходимости оформлении перехода с работы в офисе на удаленную работу не возникало, не многие организации и их штатные юристы располагают сведениями о том, нужно ли и как правильно подготовить документы.
На практике многие организации допускают переход на удаленную работу без оформления каких-либо документов, тем самым грубо нарушая законодательство Республики Беларусь.
Советуем все же уделить время подготовке пакета документов в соответствии с нижеприведенным алгоритмом либо обратиться за квалифицированной юридической помощью для подготовки таких документов, так как такое переоформление работников является изменением существенных условий их труда на основании ч. 2 ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
Какие виды удаленных работ закреплены в законодательстве?
Законодательством Республики Беларусь о труде (в частности, в главах 25 и 25-1 ТК) закреплены понятия «дистанционная работа» и «работа на дому» и порядок их оформления. Именно эти виды работ могут выполняться удаленно, без необходимости присутствия работника в рабочее время по месту нахождения нанимателя. Дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий (ст.307-1 ТК). * при такой форме работы наниматель не создает рабочее место работнику в офисе или каком-либо другом помещении, работник имеет право осуществлять свою трудовую деятельность в любом удобном для него месте. Под работой на дому понимается работа, которую работник-надомник выполняет по месту его жительства или в других помещениях по его выбору вне помещений нанимателя (ч.2 ст.304 ТК). Таким образом, такой вид работ может выполняться только работниками-надомниками, которыми в соответствии с ст.304 ТК являются лица, заключившие трудовой договор с нанимателем о выполнении работы на дому личным трудом с использованием собственных материалов, оборудования, инструментов, механизмов, приспособлений или выделяемых нанимателем либо приобретаемых за счет средств нанимателя. * при такой форме работы у работника – надомника имеется полноценное рабочее место по его месту проживания либо в ином месте по согласованию с нанимателем (вне места нахождения нанимателя). Таким образом, перед инициированием переоформления на удаленную работу работнику и нанимателю необходимо определить, какая форма удаленной работы для переоформления будет более приемлемой.Каков алгоритм переоформления работника на удаленную работу?
В связи с тем, что при таком переоформлении работника на удаленную работу изменяются существенные условия труда, то алгоритм переоформления различается в зависимости от того, кто был инициатором изменений – наниматель или работник.Инициатор | Примечание |
Наниматель | |
1. Издать приказ об изменении существенных условий труда; 2. Письменно уведомить работника об изменении существенных условий труда не позднее чем за 1 календарный день; 3. Ознакомить работника с приказом; 4. Оформить отношения нанимателем и работником: 4.1. Несогласие работника с изменением существенных условий труда влечет его увольнение на основании п. 5 ст. 35 ТК, следовательно, нанимателю необходимо подготовить приказ об увольнении работника, произвести все необходимые расчеты с ним, внести запись об увольнении в трудовую книжку; 4.2. В случае согласия работника на осуществление трудовой деятельности при новых условиях труда оформляется и подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору/ контракту, а также издается приказ о внесении таких изменений, с которым работнику необходимо ознакомиться. | Согласно ч. 3 ст. 32 ТК наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц. Тем не менее, в соответствии с абз. 2 п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 №143 «О поддержке экономики» нанимателям предоставлено право изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 календарный день. * Указ действует с 26.04.2020 и до особого решения Президента. |
Работник | |
1. Подготовить заявление об изменении существенных условий труда; 2. Оформить отношения между нанимателем и работником: 2.1. В случае согласия нанимателя на осуществление трудовой деятельности работником при новых условиях труда оформляется и подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору/ контракту, а также издается приказ о внесении таких изменений, с которым работнику необходимо ознакомиться. 2.2. В случае отказа нанимателя от изменения существенных условий труда трудовые отношения сторон продолжают действовать без изменений. |