Регистрация юридического лица может осуществляться в одной из двух форм: коммерческой или некоммерческой. Сегодня мы расскажем о нюансах оформления коммерческой деятельности, так как сейчас эта форма наиболее востребована. Основная цель такого предприятия после грамотной регистрации — получение прибыли.
Регистрация нового юридического лица. Как правильно согласовать наименование
С юридической точки зрения можно зарегистрировать название фирмы тремя способами:
- почтовым отправлением;
- на сайте Единого государственного реестра Республики Беларусь;
- посредством личной явки в соответствующий орган, в обязанности которого входит регистрация новых лиц.
Во время процедуры подтвердить правильность наименования может любой из учредителей. В Беларуси действуют достаточно строгие юридические правила подбора фирменного названия. Поэтому, перед тем как оформлять заявку, стоит тщательно изучить этот вопрос.
Не менее важный нюанс при регистрации юр. лица — организационно-правовая форма. Вариантов несколько, но в последние годы большинство новых предприятий предпочитает открывать дело в форме ООО. Это объясняется тем, что в таком случае не нужно иметь несколько учредителей. Для многих эта особенность является значительным облегчением ведения бизнеса. Но это не все преимущества ООО с юридической точки зрения. Подробную информацию можно прочесть в специализированных статьях, а также в нормативных документах.
Если лицо создано на территории другого государства, стоит рассмотреть возможность регистрации нового представительства иностранной организации. В этом случае вы сможете обзавестись небольшим офисом без получения выручки. Иностранным лицам также стоит помнить, что не все могут осуществить регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Как выбрать и оформить юридический адрес?
В первую очередь нужно определить место работы. Помните, что только частное унитарное предприятие имеет право располагаться в жилом помещении. Все остальные лица должны иметь юридическое местонахождение в нежилом здании, имеющем административный статус.
В сети можно найти много предложений о предоставлении юридического адреса с налаженным почтовым обслуживанием. Но можно ли доверять таким объявлениям? Если рассматривать это с точки зрения закона, то корпоративное право не выдвигает требований к площади апартаментов. Также не имеет значения, будет ли владелец организации постоянно находиться по юридическому адресу. Но все-таки иногда налоговые службы отрицательно относятся к размещению компаний таким образом.
Как выйти из этой ситуации? Если вариантов нет, то воспользоваться сторонним адресом можно. Однако в таком случае стоит потратить чуть больше времени на проверку помещения и обеспечение приема почтовых отправлений. Также проконтролируйте, чтобы у юридического или физического лица, которое сдает в аренду офис, были все необходимые документы.
В интернете можно увидеть много негативных отзывов на номинальные адреса. Часто отрицательное мнение о сотрудничестве оставляют лица, которые внесли плату только за один месяц. Так они смогли провести регистрацию новой фирмы, а потом не посчитали нужным продолжать платить взносы. Это неправильный шаг, так как он может привести к попаданию в «реестр лжепредпринимательских структур» (отменен с 2019 года), а также к другим тяжелым юридическим последствиям для бизнеса.
Для чего перед регистрацией проводится собрание?
Какой бы тип организационно-правовой формы вы ни выбрали, перед началом регистрационных процедур необходимо провести собрание со всеми учредителями. На встрече обычно обсуждаются следующие моменты:
- коммерческое название;
- распределение долей между всеми лицами;
- расчет уставного фонда.
После этого проводится второй сбор, на котором:
- составляется устав;
- выбираются члены управленческого органа компании.
Те, кто первый раз планирует регистрацию юр. лица, часто недооценивают важность проведения собраний. Помните, что открывать дело без этого шага нельзя. Если вы оформляете юр. лицо в форме частного унитарного предприятия или общества с ограниченной ответственностью с одним участником, то все вопросы решаются и документально фиксируются единолично учредителем. При регистрации закрытого акционерного общества роль собрания играет договор о создании.
Правила определения руководителя
Часто начинающие бизнесмены интересуются перед регистрацией юридического лица, так ли необходимо назначать юридического руководителя. Сразу нужно отметить, что глава организации должен быть в обязательном порядке. Единственный нюанс в том, что вы можете его назначить как до регистрации, так и после оформления всех документов. Ответственность за выбор руководителя ложится на плечи акционеров, а в случае единоличного управления этот вопрос находится в компетенции единственного участника юр. лица.
Эта возможность дает определенную свободу, однако есть и другая сторона медали. Пока у компании нет юридического начальника, она не сможет решить следующие вопросы:
- открытие банковского счета;
- регистрация электронной цифровой подписи и другое.
Можно ли назначить в качестве руководителя иностранное лицо?
Иностранные лица в качестве директора — не редкость. Но в этой ситуации главное — правильно оформить документацию. В первую очередь нужно использовать конкретную формулировку в протоколе очередного собрания. Там должна присутствовать фраза «при условии выдачи разрешения на заключение контракта».
Это разрешение позволяет лицу занимать руководящую должность. Однако не все иностранцы должны его получать. Справка не требуется гражданам государств Евразийского экономического союза.
Предпринимательская деятельность в Беларуси предполагает и другие льготы для иностранных лиц. Например, разрешение могут не оформлять резиденты Парка высоких технологий.
Подготовка устава
Устав — это единственный учредительный документ, на основании которого ведется предпринимательская деятельность. В нем содержатся юридические данные, установленные законом Республики Беларусь. Существует два способа составления уставной документации. Вы можете максимально полно описать права и обязанности лиц. Или, наоборот, тезисно выделить все нормы, упрощая устав для восприятия.
Мы, как опытные юристы, рекомендуем вам найти золотую середину. Не стоит нагружать юридические документы сложными терминами, которые сотрудники, не имеющие соответствующего образования, не поймут. С другой стороны, убрав из устава некоторые нормы, впоследствии можно сильно пожалеть.
Помните, что внести изменения в уставные документы не всегда возможно. Поэтому отнеситесь к этому этапу регистрации нового юридического лица максимально серьезно.
Можно ли использовать устав, который предоставляется на бесплатной основе?
Говоря о таком юридическом документе, имеются в виду уставы, которые в свободном доступе находятся на различных сайтах в интернете. Теоретически вы можете их открыть, скачать и взять себе на вооружение.
Отдельные сервисы предлагают даже заполнить документацию личными данными организации. Обращаясь за такими услугами, помните, что лица, составляющие устав, не несут никакой ответственности. Кроме этого, некоторые порталы сами указывают, что образцы не соответствуют последним редакциям законодательства Беларуси. Поэтому контролируйте все, что написано мелким шрифтом, а также обязательно проработайте каждый пункт нового устава.
Важнейший этап регистрации: подача документации в исполнительный комитет
Регистрация любого юридического лица предполагает обязательную подачу документов в орган, осуществляющий регистрационную деятельность. В исполком должны быть представлены следующие бумаги:
- Заявление о регистрации. Здесь прилагаются анкетные данные учредителя. Образец заявления можно найти на сайте Министерства юстиции. Строго соблюдайте все требования и не вносите поправки в форму, иначе документ не примут. Внизу должны быть подписи лиц, которые открывают новое юр. лицо. Если учредителей больше 3, может быть избран один уполномоченный, который возьмет на себя эту обязанность.
- Устав. Фирма должна предоставить два печатных варианта и еще один экземпляр в электронном виде.
- Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины. Юридические реквизиты и сумму можно узнать в соответствующем регистрационном органе.
Если представительство учредителей включает иностранное лицо, понадобится оформить еще две справки:
- Копия документа, удостоверяющего личность. Если паспорт оформлен на другом языке, нужно приложить нотариально заверенный перевод.
- Юридически грамотно оформленные сведения из торгового реестра другого государства. У этого документа есть свой срок годности. Он составляет 1 год. По истечении этого срока понадобится заново оформить выписку.
К сожалению, не всегда лицо, собирающееся оформить новую организацию, может присутствовать на регистрации. В таком случае можно составить доверенность. Образец документа находится на сайтах госорганов Республики Беларусь. Важно, чтобы доверенность была подтверждена нотариусом. При регистрации деятельности иностранным гражданином также нужно учитывать некоторые нюансы.
Регистрирующий орган, получив пакет документов, сначала проверяет наличие всех справок и их грамотность. Если все верно, обратившемуся лицу выдается устав со штампом и свидетельство. Иногда свидетельство выдается на второй рабочий день после одобрения заявки.
Какие бывают юридические препятствия для учредителей и почему их надо проверять?
Еще в момент предварительного собрания важно убедиться, что каждый из учредителей не имеет каких-либо препятствий к созданию коммерческого юр. лица. Эти преграды могут стать причиной отказа в регистрации. К примеру, если у вас есть незавершенная ликвидация организации или процедура банкротства, ваша заявка будет отклонена. Все возможные препятствия учредители могут увидеть, когда открывают анкету, прилагаемую к заявлению.
Если лицо не имеет юридического права зарегистрировать предпринимательскую деятельность, факт одобрения заявки признается ничтожным. Доход изымается в пользу бюджета, независимо от статуса виновного (миноритарий или мажоритарий). Данные нюансы законодательства Беларуси — еще одна причина не начинать совместное дело с малознакомыми лицами.
Регистрация юридических лиц в Минске электронным методом
Это способ открытия юр. лица, который в последнее время набирает популярность. Для проведения этой процедуры нужны не бумажные документы, а их копии в электронном формате. В частности, будущий руководитель производства должен предоставить заявление и устав. Кроме этого, в электронную форму должны быть переведены и другие справки, выписки, в которых требуются подписи и печати иных лиц. Например, заверенная нотариусом копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Чтобы вся юридическая информация в электронных документах была принята, нужно заверение каждой страницы цифровой подписью заявителя. Как и в случае подачи заявки традиционным методом, заявителем может выступать или сам учредитель, или его представитель.
Сегодня не все юристы обзавелись электронно-цифровыми подписями. Однако тот, кто это сделал, значительно расширил область своих возможностей. Ведь теперь специалисты могут регистрировать лица только на основании электронных копий. Главное преимущество такой процедуры — оперативность. Получить свидетельство можно в течение одного рабочего дня при условии, что все справки и выписки корректно составлены. Кроме того, это избавляет от утомительных хождений по юридическим консультациям, а также экономит бюджет, ведь за электронную процедуру госпошлина не взимается.
Что происходит после регистрации? Заказ печати
Как только вы получили одобрение и у вас на руках появился зарегистрированный устав, можно обращаться в граверную организацию, чтобы заказать фирменную печать. Получать какие-то дополнительные разрешения на это не нужно. Для облегчения ведения коммерческой деятельности в Беларуси можно иметь сразу несколько печатей. Главное, чтобы дубликаты отличались от основной.
Обратите внимание: 2 года назад было принято решение, что резиденты РБ не обязаны иметь печать. Однако в некоторых ситуациях они не смогут законно вести предпринимательскую деятельность без этого атрибута. Например, когда открывают контору по работе в сфере ВЭД.
Открытие банковского счета
Все предприятия, работающие на территории Беларуси, обязаны иметь счет в белорусской валюте, открытый в местном банке. При желании можно открывать дополнительные счета в долларах, евро, российских рублях. Для них действует одно правило: если вы планируете оформление за пределами страны, понадобится разрешение НБ РБ.
Открывают счета на основании устава и документации, которая подтверждает полномочия директора. Иногда банки просят предоставить иные юридические сведения, справки и выписки. Поэтому предварительно узнайте всю информацию, посетив учреждение.
Какой банк выбрать — решать вам. Государственные учреждения славятся стабильностью и надежностью. Но и частные банки Республики Беларусь в последние годы хорошо работают. Рассмотрите разные предложения и только потом принимайте решение.
Заключительный этап регистрации юридических лиц и предпринимателей
Когда вы прошли через все вышеописанные этапы регистрации, можно переходить к непосредственному осуществлению коммерческой деятельности. Однако стоит помнить про ряд формальностей:
- подготовьте книгу замечаний и предложений, учета проверок;
- оформите электронный ключ для передачи отчетности;
- предоставьте необходимую документацию в налоговую службу (рекомендуем обратиться к своему инспектору и уточнить, какие справки нужны для формирования учетного дела).
В Беларуси есть возможность использовать упрощенную систему налогообложения (УСН). Новые юр. лица должны перейти на данную систему не позднее, чем за 20 рабочих дней.
Также изучите возможность использования льготных налоговых режимов. Например, при заключении договора инвестирования с РБ вы можете получить значительные льготы на строительство или модернизацию.
Компания Бориус Консалтинг предлагает услуги по регистрации юридических лиц и предпринимателей в Минске.
Для получения подробной консультации юриста обращайтесь по телефону +375 29 7979737. Также вы можете задать интересующие вас вопросы с помощью письма на электронный адрес info@borius.by.
Услуга | Цена |
Регистрация юридического лица | От 500 Долларов ($) |