В Республике Беларусь, наряду с Конституцией, действует закон ««О внешней трудовой миграции», который был принят, с целью регулирования труда трудящихся-мигрантов, а также их защиты.
Законом впервые был определен порядок трудоустройства иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Определены обязанности лицензиатов, требования к договору о трудоустройстве, к договору о содействии в трудоустройстве, трудовому договору, а также определены особенности трудоустройства по студенческим программам. До Закона «О внешней трудовой миграции», вступившего в силу в 2011 году, на территории Республики Беларусь уже действовал закон, однако, его основной целью, как и в целом всей государственной политики, была защита рынка труда Республики Беларусь от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, оптимизацию регулирования потоков трудовой миграции, защиту рынка от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и обеспечение безопасности при трудоустройстве белорусских граждан за границей.
Развал Советского Союза вызвал глобальные изменения в политической, экономической и социальных сферах Республики Беларусь. Прозрачность границ, отсутствие миграционного законодательства привели к тому, Республика Беларусь отказалась открытой для массового притока мигрантов, которые в том числе мигрировали в Западную Европу. В результате был принят ряд законов, который значительно ужесточил политику Республики Беларусь в отношении трудовых мигрантов, что, в значительной степени привело к оттоку трудовых ресурсов.
Согласно статистике, полученной в период с 2008-2010, Республика Беларусь столкнулась с огромными процентами «утечки мозгов», именно поэтому, новый, более либеральный Закон, был принят с новыми дополнениями, которые смогли бы привлечь иностранную рабочую силу.
Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов права, а также международных договоров, и как монистическое государство, допускает прямое применение международных договоров.
В соответствии с Законом Республики Беларусь, трудящийся-иммигрант – иностранный гражданин либо лицо без гражданства, не имеющий разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе иностранец, временно пребывающий или временно проживающий в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь, либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь.
В Законе также прописан перечень людей, на которых данный Закон не распространяется: беженцы, люди, которым предоставлена дополнительная защита, приглашенные в Республику Беларусь на срок не более 90 дней для выполнения научной работы, работающие в дипломатические или консульских учреждениях, аккредитованными в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации и т.д.
Благодаря закону «О внешней трудовой миграции» была упразднена процедура лицензирования деятельности, связанной с привлечением в республику иностранной рабочей силы.
Так же, впервые нанимателю, для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике в количестве не более 10 человек, не требуется получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
Законом были четко определены основания отказа в выдаче и аннулирования разрешений на работу, например, в выдаче разрешения может быть отказано, если это ставит под угрозу национальные интересы Республики Беларусь, общественный порядок или защиту нравственности, если иностранцы, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, являются гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении.
Трудящемуся-иммигранту, не имеющему разрешения на постоянное проживание, для занятия трудовой деятельностью необходимо получить специальное разрешение на работу, о котором должен ходатайствовать наниматель. Трудящийся-мигрант, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, может также осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей Республики Беларусь при наличии у каждого из них соответствующего специального разрешения. Срок действия специального разрешения может быть продлен однократно по заявлению нанимателя Республики Беларусь. После окончания срока действия специального разрешения наниматель Республики Беларусь имеет право обратиться за получением нового разрешения. Однако, особое исключение сделано для трудящихся-мигрантов из стран-участниц ЕАЭС. Работникам-мигрантам из стран-участниц ЕАЭС для осуществления трудовой деятельности не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности.
Согласно новому Закону, иностранцы также смогут трудоустраиваться самостоятельно: при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по подбору персонала, при содействии иностранных посреднических организаций.
В законодательстве Республики Беларусь, а именно в Законе «О внешней трудовой миграции», четко прописан перечень прав и обязанностей, которыми обладают трудящиеся-мигранты. В отличие от граждан Республики Беларусь, имеющих бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию, иностранцы, работающие на территории страны, имеют доступное медицинское обслуживание, но только за свой счёт или ща счёт нанимателя. Также, в соответствии с международными договорами (например, договор ЕАЭС), в некоторых случая мигранты имеют право на получение пенсии.
Налогообложение доходов трудящихся-иммигрантов осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а именно: физические лица независимо от того, признаются они налоговыми резидентами РБ или нет, являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных ими от источников в Беларуси. В свою очередь налоговые резиденты РБ, в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства (подданства) должны уплачивать подоходный налог в республике с доходов, полученных ими и от источников за ее пределами.